Сайт политологов ГУГН 2005-2010


Воскресенье, 19.05.2024, 15:52


Приветствую Вас Гость | RSS


Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта

Категории каталога
Политическая конфликтология [13]
Теория политических партий [1]
История зарубежной философии [0]
Госудаственное управление [0]
Социология [0]
Полит. отн. и полит. проц-сы в РФ [1]
История политических учений [3]

Мини-чат

Наш опрос
Вы пойдете в аспирантуру?
1. Я другую вышку получать буду
2. Да, но в какую - еще не знаю
3. Нее... хватит с меня учебы
4. Да. В ИФ РАН
5. Да, но точно не в ИФ РАН и не в ГУГН
6. К сентябрю определюсь
7. Да. В ГУГН
8. Что-то уже не хочется... вряд-ли...
9. Я собственно и не планировал(а)
10. Точно не в этом году
Всего ответов: 13

Главная » Статьи » Семестр №6 » История политических учений

В. ф. Гумбольдт "Об учреждении земельных сословных конституций в прусских государствах"
В.Ф. Гумбольдт

ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ СОСЛОВНЫХ КОНСТИТУЦИЙ В ПРУССКИХ ГОСУДАРСТВАХ3

Государственному министру фон Штейну
Франкфурт-на-Майне, 4 февраля 1819 г.

§ 1. Переданные мне бумаги4 содержат столь различные сочинения, что было бы одинаково затруднительно как распространяться обо всех, так и выбрать одно для более детального рассмотрения, тем более, что некоторые особенно требуют последнего в силу своих внутренних достоинств и основательности мыслей. Но так как речь здесь идет лишь о том, чтобы или указать на согласие с основными идеями, содержащимися во всех предложениях, или выразить возможные сомнения в отношении них, то лучше всего вкратце остановиться на основных моментах, которые могут возникнуть при учреждении земельных сословных конституций в прусских государствах, и выяснить, как их следовало бы рассматривать. Можно было бы также затронуть те из них, которые остались вне внимания в указанных бумагах, и так получить повод для нового обсуждения в устной или письменной форме.
§ 2. В соответствии с этим методом далее последовательно будет говориться:
1) о цели и круге обязанностей земельных сословных учреждений (последнее слово берется в самом широком смысле);
2) об их образовании и деятельности;
3) о том, каким образом их следует постепенно вводить.
§ 3. В качестве основных целей учреждения земельной сословной конституции в настоящих бумагах совершенно правильно указываются следующие:
1. Объективная, заключающаяся в том, что благодаря этому управление со стороны правительства становится:
а) лучше - в большей степени исходя из точного знания истинного положения дел, чем из абстрактной теории;
б) устойчивее - в меньшей степени перескакивая от одной системы к другой;
в) проще и дешевле - в результате передачи многих отраслей управления местным органам;
г) справедливее и правильнее - в результате твердого следования установленным нормам и предотвращения какого-либо вмешательства со стороны.
2. Субъективная, состоящая в том, что каждый человек, участвуя в законодательной, контролирующей и управляющей деятельности, при-
_ _ _ _ _ _ _ _
4 Речь идет о проектах, записках и др. документах по конституционному вопросу, собранных фон Штейном и переданных им В. ф. Гумбольдту для ознакомления.

190

обретает больше гражданского смысла и гражданских навыков, становится в личном отношении более нравственным, придает своим занятиям и всей своей жизни большее значение, соединяя их с благом своих сограждан.
К этим двум целям можно добавить третью, не менее важную: 3. Открывается более удобный путь, чем это имело место до сих пор, для ведения жалоб со стороны каждого гражданина, а общественное мнение оказывается в состоянии с большей серьезностью и ответственностью высказываться по поводу интересов страны и деятельности правительства.
§ 4. Если представлять себе земельно-сословную конституцию в качестве антагонизма, а земельные сословия как оппозицию, что вполне допустимо, то в нашей стране конституция будет действовать не против посягательств короны (которых, как показывает длительный опыт, следует опасаться в столь малой степени, что по этой причине не было бы вообще необходимости в такой конституции), а, главным образом, в силу
а) неприемлемой и нецелесообразной организации и соответствующего образа действия верховных органов управления;
б) расширения и всеобщего распространения власти государственных органов, имеющего, кроме всего прочего, и тот недостаток, что из-за падающего авторитета дворянства государственное чиновничество приобретает все больший вес, и поэтому каждый человек стремится попасть в его ряды.
§ 5. Непоследовательность в управлении не сможет сохраниться перед лицом сословного собрания, ибо последнее будет заставлять и приучать верховные органы управления действовать по твердым принципам, остающимся постоянными при смене лиц и изменяемым лишь с большой осторожностью, - а это является единственной внутренней гарантией (так же, как строгая ответственность - единственной внешней гарантией качественной работы министерства). Ответственность возрастает двойственным образом, во-первых, по отношению к земельным сословиям, во-вторых, по отношению к королю, который приобретает в лице первых в качестве собственного помощника в управлении строгого и компетентного советника своих министров. Наконец, слабо выраженные формы конституции накладывают благодетельную узду на потребность создавать новые законы и учреждения, которые, в противном случае, легко вырождаются в пустые фантазии; в результате благодаря земельно-сословным учреждениям многократно выигрывает стабильность, которая является главной задачей любого управления и роль которой намного превосходит значение его проницательности и гениальности.
§ 6. Само сословное собрание может стать элементом неожиданных новаций, а это значит, что главное внимание должно быть уделено тому, чтобы этому воспрепятствовать. Последнее станет возможным, если будет точно обозначен круг деятельности этого собрания, и если оно не будет строиться непосредственно на основе участия всей народной массы (как это имеет место во Франции), а создаваться постепенно,

191

начиная от управления небольшими объединениями граждан, и, пройдя опосредующие звенья, подойдет к рассмотрению вопросов, затрагивающих интересы государств в целом.
§ 7. Права, которые народ получает в результате конституции, носят двойственный характер - одни из них возникают опосредованно, исходя из существования и деятельности земельных сословий; другие, будучи частью конституции, содержатся в ней непосредственно.
§ 8. Последние необходимо должны заключать в себе:
1) индивидуальную, личную безопасность, гарантированную законом;
2) защиту собственности;
3) свободу совести;
4) свободу печати.
Можно утверждать, что за немногими, редкими и, возможно, вполне объяснимы исключениями, первые три права в прусском государстве на деле фактически существуют. Однако они не зафиксированы, а эта, т.е. формальная сторона, столь же необходима, как и содержательная не только с точки зрения непосредственной цели, но и, главным образом, для обратного воздействия на характер народа, которому, чтобы он нерушимо и принципиально повиновался закону, следует предоставить в качестве нерушимого принципа право, вытекающее из закона.
§ 9. Многие конституции добавляют сюда еще право государственных чиновников освобождаться от своих должностей только по приговору суда и в соответствии с законом. Но это право, пожалуй, следует ограничить исключительно чиновниками юридических ведомств, ибо оно касается безопасности личности и собственности. Расширение его на всех государственных служащих заключает в себе тот недостаток, что приучает рассматривать государственные должности в качестве доходных мест, и поэтому в высшей степени неприемлемо по отношению к некоторым должностям, требующим особого таланта, -кроме того, государство может иногда и ошибаться в своих оценках. Все же необходимо изучить, не следует ли распространить эти права на некоторые другие государственные должности, кроме тех, которые связаны с защитой справедливости. Английская конституция, безусловно, не знает ничего подобного. Наоборот, большинство высших должностей обычно меняют своих чиновников вместе со сменой кабинета министров, что, однако, связано с условиями, которых у нас нет.
§ 10. Главная цель - упрощение процесса управления. Но оно, собственно, не состоит только в одной передаче определенных отраслей управления.
Поскольку имеются иные, чем государственные, органы, занятые подлинно конкретной деятельностью, то они само собой (даже если их не сделали распоряжающими) становятся контролирующими и рекомендующими и частично ограничивают деятельность государственных органов. Однако чтобы это осуществилось, эти органы не должны контролировать и рекомендовать только по вертикали вверх и в противоположность государственным органам, а, главным образом, на своем уровне - по вертикали вниз и в единстве с последними. Если некоторые

192

из этих органов не будут одновременно являться управляющими, то их контролирующая и рекомендующая функции никогда не примут подлинно практического характера, вытекая из потребностей и действительного положения вещей, а столь естественно возникающая охота к контролю и рекомендациям никогда не найдет своего надлежащего противовеса в более точном знании дела и правильном понимании трудностей управления. Но все это снова ведет к тому, что общее собрание сословий должно строиться начиная снизу, на все более суживающихся кверху ступенях других подобных учреждений, и что его живительным принципом должно быть не желание участвовать в управлении целым, а подлинный дух общности, направленный на то, чтобы сделать излишними многие звенья управления путем целесообразной организации отдельных отношений - единственная подлинная основа внутреннего благополучия любого государства.
§ 11. При осуществлении этой цели необходимо устранить одно, довольно заурядное недоразумение. Часто слышишь, а еще больше читаешь о жалобах на то, что народ не принимает достаточного участия в рассмотрении вопросов внешней и внутренней политики, и что следует пробуждать, поддерживать и сохранять соответствующий интерес. Но можно смело утверждать, что, если этот интерес, - каким он, к сожалению, обычно бывает или каким его желают видеть, -будучи выраженным в общем виде и без твердой практической основы, как бы повисает в воздухе, он приносит слишком мало пользы. Может даже возникнуть вопрос, не следует ли вообще считать его вредным. Слишком часто этот интерес, основываясь на успешной, но ограниченной деятельности, приводит к неудачным опытам в более высоких сферах. В том виде, в каком обычно выражается участие в государственной жизни, отсутствует самое необходимое условие, а именно то, что это участие должно начинаться снизу, там, где непосредственно соприкосновение с обстоятельствами делает возможным истинное понимание и успешное вмешательство; именно с этой низшей точки участие народа, поскольку оно не будет перепрыгивать необходимые ступени, может подняться до уровня самых высоких и общих сфер.
§ 12. Участие в жизнедеятельности государства имеет три вида, или, если хотите, три ранга: пассивное повиновение установленному порядку, что должен делать любой житель, даже тот, кто, не имея соответствующего подданства, пользуется особым статусом пребывания в стране, или иностранец; участие в установлении и поддержании общественного порядка, исходя из обязанности быть деятельным членом государственного союза, что является подлинным делом гражданина государства; участие в силу профессиональной обязанности как государственного чиновника.
§ 13. Именно средняя степень в течение долгой череды лет оказывалась особенно заброшенной в прусском государстве, хотя, возможно, не в большинстве его провинций; тот, кто руководствовался честолюбием и тщеславием, стремился к высшей степени; тот, кто находился в плену инертности чувственных влечений и эгоизма оказывался на низшей. В результате этого возникло в высшей степени погубное рав-

193

нодушие к виду и процедуре управления и вместе с ним - так как определенные правительственные распоряжения были все же не безразличны для личности и собственности, - стремление избавиться от последствий применения законов посредством незаконных мер; сетование по этому поводу, хотя и часто неправильно понимаемое, само по себе настолько обоснованно, что каждый человек, любящий отечество, должен был неизбежно его разделять. Одновременно - и это естественное следствие, которое отчасти, возникнув по другим причинам, становится и основой равнодушия, - становились менее прочными узы, благодаря которым каждый гражданин, помимо общего союза, является членом небольших объединений.
Когда в результате Французской революции и связанных с нею событий человеческие умы были неожиданно разбужены к политической деятельности, они обратились, перепрыгнув все опосредующие звенья, к непосредственному участию в самых высших и общих правительственных распоряжениях. В силу этого возникли и продолжают возникать те моменты, которые следует подвергнуть открытому неодобрению, от которых следует отказаться и, где это возможно, - устранить.
§ 14. Необходимо осуществлять постепенное соединение общего государственного интереса с отдельными небольшими объединениями граждан, пробуждать последних к государственной деятельности, придавая соответствующее направление всем интересам, которые проявляются по отношению к государственным делам.
§ 15. То, что смысл и сущность вводимой у нас конституции, должны быть именно такими, как здесь описано, и никакими другими, -становится ясно благодаря указанию причин, которые побуждают и приводят к самому ее введению. Никто не может отрицать, что последнее, каким бы мягким и постепенным оно ни было, все же вызовет почти полное преобразование существующего теперь монархического управления. Подобное преобразование может быть вызвано только такой причиной, которая заключает в себе внутреннюю необходимость; последняя - вообще гораздо более верный поводырь при государственных новациях, чем одна лишь полезность. Нельзя отрицать, что введение сословной конституции отчуждает часть королевских прав; но также нельзя утверждать, что они являются только незаконно приобретенными правами в результате подчинения бывших сословий; некоторые провинции в настоящее время вообще не располагают какими-либо сословными правами; очевидно, что теперь все они, в соответствии со словом и делом, приобретут более последовательное и более полное влияние на дела всей нации, чем то, каким располагали когда-либо раньше. Такое отчуждение прав нельзя рассматривать как вынужденное у правительства народом, что было бы фактически неверной и недостойной идеей; как неотложное требование духа времени, что является порочной и, в сущности, бессмысленной фразой, так как можно следовать лишь разумному духу времени и лучше поставить на место этого неопределенного слова те разумные причины, которые лежат в его основе; как вознаграждение народа за его усилия по освобождению отечества, поскольку мотивированное одобрение этих действий таким

194

образом противоречит обязанностям короля, и нация имела бы право отказаться от столь опасного подарка; как заявление о достаточной зрелости нации для представительства своих собственных прав, ибо зрелость к обладанию сословными учреждениями могла проявиться когда-либо раньше в большей степени, чем теперь, так как наверняка во многих местностях когда-либо господствовал более мощный и более деятельный дух общности; как наконец-то высказанное обещание, поскольку оно не опирается на прочные и сами за себя говорящие причины. Не может мотивировать введение сословной конституции ни со стороны короля, ни со стороны его министров, ни даже со стороны народа, а только внутреннее убеждение в том, что оно приведет к созданию в лице возросшей нравственной силы нации и ее живого участия более значительной опоры государству и более твердого ручательства его внешней целостности и внутреннего прогрессивного развития. Этот мотив становится решающим, если можно будет показать, что сословные учреждения в такой же степени являются неизбежными для осуществления этой цели, в какой последняя действительно вытекает: из необходимости создать среди различных провинций единство и прочную связь, не уничтожая их своеобразия; из опасения предоставить государство в несчастных случаях, которые всегда могут повториться, в известной степени защите одних только физических сил, без расчета на регулярно сотрудничающую с правительством нравственную силу народа, которая весьма существенно отличается от одной только доброй воли; из наглядной уверенности, что одно лишь управление посредством государства (так как оно создает одни дела из других) с течением времени должно само себя разрушить, должно становиться в своих средствах все более абсолютным, в своих формах - все более ничтожным, в своих отношениях к действительности, к подлинным потребностям и убеждениям народа - все менее соответствующим.
§ 16. Необходимо осуществить введение сословных учреждений. Не следует считать их создание противовесом правительству, а последнее, в свою очередь, рассматривать как орган, ограничивающий влияние первых, и вследствие этого иметь в виду равновесие властей, что часто наоборот приводит к непрочному и вредному балансированию. Законодательная, контролирующая и, некоторым образом, также административная деятельность правительства должны разделяться между органами государства и органами народа, выбранными в различных политических подразделениях, чтобы те и другие, находясь всегда под верховным надзором правительства, но имея точное разграничение прав, сходились на всех ступенях своего положения в общей работе, чтобы с каждой стороны в верховный орган совещения об общих делах государства вносились предложения, только в таком порядке рассмотренные, взаимно сближенные, взятые из самой жизни нации и истинно практические. Речь идет не только об учреждении выборных собраний и совещательных палат, а обо всей политической организации самого народа.
§ 17. Согласно естественному ходу вещей у сословий будет доминировать принцип сохранения, у правительства - стремление к улучшению, так как всегда затруднительно, чтобы сталкивающиеся интересы

195

отдельных людей, касающиеся изменений, пришли бы к общему заключению, а чисто теоретические принципы большую поддержку находят у государственных чиновников. Если в новейшие времена часто происходило противоположное, и самые насильственные нововведения исходили именно от народных органов, то это объясняется лишь тем, что или имели место очень большие злоупотребления, которые громко взывали об их устранении, или народные органы не были избраны таким образом и настроены на то, чтобы подлинный гражданский интерес находил в них свой истинный рупор. Сословные органы, учрежденные указанным способом, не могут действовать иначе, чем в направлении сохранения существующего порядка, хотя неизбежное устранение действительных злоупотреблений в начальный период может вызвать некоторую неустойчивость. Но сохранение стабильности должно оставаться первой и главной целью всех политических мероприятий.
§ 18. Есть старое и мудрое правило, что новые мероприятия и учреждения в государстве должны примыкать к существующим для того, чтобы укорениться в качестве родных и отечественных.
§ 19. Между конституциями, существовавшими в большинстве европейских государств до Французской революции, и недавно созданными, проявляется резкое различие. Первые (их из-за примеси ленных институтов можно назвать сословными) основывались на существовании многих, когда-то бывших почти самостоятельными, небольших политических образований, которые добровольно присоединялись к более крупным образованиям, жертвуя определенными правами или сливались воедино, сохраняя известные права. Новейшие конституции, по сути, имели своим образом (кроме внешней формы Английской, так как ее внутреннюю сущность невозможно копировать) Американскую, которая вообще не имела перед собой ничего традиционного, и Французскую, которая разрушила все традиции.
§ 20. Этот образец не следует использовать, если действительно хотят оживить и пробудить гражданский дух. В Германии еще продолжает сохраняться много старого, что не нуждается в упразднении и что даже не может быть упразднено без значительной утраты при этом глубокого нравственного смысла. Что именно из этого должно быть сохранено, следует определять в каждом конкретном случае. Можно лишь наверняка констатировать - смысл традиционного устройства в целом должен быть не только сохранен, но и, собственно, восстановлен, а именно: политическая организация целого составляется из равномерно организованных частей. Только благодаря этому можно уменьшить старые злоупотребления и воспрепятствовать тому, чтобы эти части незаконно применяли насилие по отношению друг к другу. Находясь друг с другом в противоречии или, по крайней мере, резко разделяясь друг с другом, части целого сливаются в единство, предоставляя личности возможность свободного развития и не слишком затрудняя распоряжение собственностью.
С таким примыканием к традиционному согласуется высказанная выше идея о конституции, которая должна быть введена.
§ 21. Круг деятельности сословных органов в целом (ибо каждый из

196

них, естественно, определяется пространством его собственной деятельности) заключает в себе следующее:
1) Выполнение таких обязанностей, которые, в качестве интересов отдельных политических частей нации, не относятся, собственно, к ведению правительства, а должны находиться лишь под его верховным надзором.
2) Обязанность направлять правительству требуемые рекомендации и правомочность представлять предложения, когда они не требуются. Границы последней также могут быть рассмотрены только в дальнейшем.
3) Выражение одобрения или отказ от него.
4) Право обжалования.
§ 22. Третий пункт явно требует самого тщательного рассмотрения и определения, ибо в нем речь идет, собственно, о том, насколько властитель страны может отказаться от своих, до сих пор единолично осуществляемых прав, или, другими словами, насколько менее конституция может стать чисто монархической.

197

Категория: История политических учений | Добавил: andreas (13.09.2008)
Просмотров: 1819 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 KextAspepat  
0
то что я искал, спасибо

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Поиск

Друзья сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright MyCorp © 2024   Сайт управляется системой uCoz