А. Панарин «Искушение глобализмом» http://www.patriotica.ru/books/panar_agents/ Предисловие Глобализм — ослабление демократических национальных государств. Глобализм — «золотой миллиард» и бедное большинство. Глобализм обеспечивается постмодернистами, которые размывают национальную культуру. В России, используя постмодернистскую риторику, отказались от системы сбережения и развития человеческого капитала, включая поддержки семьи, материнства, охраны здоровья и т.д. Но ведь именно в эпоху постмодерна в Европе об этих слоях начали заботиться. Введение 1)Манипуляторы и комбинаторы «нового интернационализма» Глобализм — наимоднейшее слово либерально-прогрессисткой мысли. Но его смысл банален: еще в начале 19 в. писалось о едином мировом пространстве, воздаваемом рыночной цивилизацией обмена. Сейчас новое только: небывало возросшая скорость общения. Интимные стороны глобализма — последовательное отстранение от всех местных интересов, традиций. Сегодня быть элитой — быть независимым от национальных интересов. Элита сегодня — узкая корпорация. Либералы глобализма защищают финансовых спекулянтов. 2) Двойные стандарты «цивилизованного общества» Глобализм грозит откатами: экономика — от производительного принципа к спекулятивно-перераспределительному, политика — от плюралистической модели международного равновесия к однополярности. Глобализм — глобальные ресурсы для узко эгоистических интересов меньшинств. 3) «Паломники» и «туристы» Паломники (где бы ни были, несут свою культуру) — модерн, туристы (не имеют ничего своего) — постмодерн. 4) Подпольные организаторы мира Отказ от единства исторического времени — мозаика. Паразитарный глобализм — за счет демодернизации и примитивизации остальных. Часть I «Агенты глобализма» Глава 1 « Пятая власть, или глобализм спецслужб» Холодная война нужна была властям США и СССР для легетимизация жестких мер в своих странах. И в реальности была не конфронтация, а сотрудничество элит двух стран. Так, власти СССР выпустили из тюрьмы Ли Хари Освальда, чтобы исполнил заказ на убийство Кеннеди, который пытал урезать власть американских спецслужб. Когда в ССР начался кризис, спецслужбы России решили, что надо перейти к либеральной доктрине, чтобы сохранить свою власть. Им это удалось Ельцин — это всего лишь проект советской номенклатуры. Когда был переход к либерализму, США обещали помогать. Но затем они нарушили договоренности, стремясь к однополярности. И Путин — это как раз результата понимания местной элитой того, что Запад их «кинул». Глава 2. «Пятый пункт глобализма: евреи в однополярном мире» Евреи — торговая диаспора. Евреи активно поддерживают США. Они думают, что, поддерживая в России империалистические американские идеи от этого только выиграют. Но Панарин призывает их перестать поддерживать Америку, так как они могут оказаться только в минусе в силу того, что если в России произойдут революционные изменения, то их могут расценить как предателей. Глава 3 «Американский глобализм» У американцев есть обида на оставленную родину, которую им пришлось оставить. Отсюда их желание избавиться от культуры. В США такой же тоталитаризм, какой был в СССР. Т.к.: а) не признается законной оппозиция (монополия власти и истины), б) отрицание разделения властей, сдержек и противовесов, в) система требует энтузиазма от порабощенных. Вначале в стране местные элиты все скупали за бесценок, затем все у них перекупит США Глава 4 «Новы буржуа в глобальном мире» Вебер писал о протестантском этосе. Но этот миф сейчас умер. Благодаря постструктуралистской критике на смену традиционному типу буржуа, который умеет ограничивать себя и занимается производством, на смену ему приходит спекулянт, который не знает меры. Глава 5 «Постмодернистская политика: как появляются компрадорские режимы» Постмодернизм (шизоанализ Дерриды, интертекстуальность Кристевой, метарассказ Лиотара и т.д.) разрушает рационалистическую матрицу. Часть II «Поиски альтернативы» Глава 1 « Как восстановить права будущего?» Надо реабилитировать историцизм, т.е. осознать, что будущее творится. Либералы говорят надо только перенять и не заниматься отсебятиной, но в реальности будущее имманентно заложено в нашей культуре. В результате глобализма мир сталкивается с глобальными проблемами: а) между техникой и природой, б) между развивающейся техникой и лишенного всего человеком; в) между высокой и массовой культурой. Запад больше не прислушивается к призывам реконструкции и экологизации производства. Зачем? Можно эксплуатировать третий мир. Но победа Запада пиррова. Он прошел пик своего могущества. Привнести культуру можно только извне — с Востока. Глава 2 «Глобальная чувственность в эпоху информационной революции» Было стремление к свободе, но все вылилось в эмансипацию тела. При этом эта эмансипация тоже для золотого миллиарда, а не для всех. И в этих условиях надо противопоставить евразийский континентальный «принцип реальности» атлантическому «принципу удовлетворения». Глава 3 «Возможен ли гражданский консенсус в условиях глобального мира?» Есть 2 прогностических сценария: 1) восстановление гражданского консенсуса в национальных государствах на основе исключения кочевнической диаспоры (это международная финансовая элита, завязанная на Америке); 2) альтернативный глобализм на основе реального взаимодействия национальных государств.
|